• Главная страница
  • Портфолио
    • Документы об образовании
    • Аттестация
    • Награды и достижения
    • Педагогический опыт, участие в семинарах
  • Методическая копилка
    • Программы (планы)
    • Конспекты ООД
    • Методические разработки, проекты
    • Сценарии праздников, утренников
    • Проекты родительских собраний
    • Презентации
  • Новости
  • Каталог статей
  • Родителям
  • Педагогическим работникам
  • Обратная связь
  • Гостевая книга
dokuninaolga.ucoz.net

Главная » Файлы » Проекты родительских собраний

«Фольклор, как средство развития речи»
10.01.2024, 23:22

Рада видеть вас в гостях в нашей горнице. Собралось к нам гостей со всех семей, ну что же, доброе начало ,как говорится, половина дела. Сядем рядком, да поговорим ладком. Вот и пролетело времечко ,как ваши деточки в сад пришли, пришли да подросли, окрепли ,да самостоятельней, разговорчивее стали. Вот мы и предлагаем вам размышления на такую и простую и сложную тему: «Роль фольклора в развитии речи ребенка».Ведь без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятельность и поведение. Речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания окружающим его людям, и поэтому именно от нас, взрослых, зависит, какой речью овладеет малыш. Ведь всем хочется, чтобы она была грамматически правильной, плавной, эмоционально окрашенной, богатой и насыщенной.
Первые три года жизни являются решающими в развитии речи. С самого первого дня дети впитывают в себя звуки речи, собирают и накапливают свой пассивный запас слов, которым позднее начинают активно пользоваться.К трём годам завершается формирование ребёнка как личности, происходит осознание своей самостоятельности и значимости: «Я – сам»; «Я – могу»; «Я – хочу». Именно в этот период у малыша появляется большая потребность в общении и познании.Детский фольклор даёт возможность уже на ранних этапах жизни ребёнка приобщить его к народной поэзии.Что же относится к детскому фольклору?

Колыбельные песни.Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребёнком.Потешки-короткие стишки ,сопровождающиеся элементарными игровыми 

движениями.                                                                                                                                                               Заклички – обращение к явлениям природы.

Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

Дразнилки – весёлые, шутливые стишки.

Прибаутки, шутки, перевёртыши – забавные песенки, которые своей необыкновенностью веселят детей.

Сказки, загадки, пословицы и поговорки и т. д.

Потешки вызывают у ребёнка положительные эмоции. Ведь многие потешки позволяют вставить любое имя, не изменяя содержание.

Чтобы успокоить ребёнка можно использовать такие  потешки:

Не плачь, не плачь, детка,

Прискачет к тебе белка.

Принесёт орешки,

Для маминой потешки.

Или:

Не плачь, не плачь,

Куплю калач.

Не ной, дорогой,

Куплю другой.

Не плачь, не кричи,

Куплю тебе три.

Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребёнком в разные режимные моменты. Например, когда ребёнка укладывают спать:

Баю-баю, баю-бай,

Ты, собачка, не лай,

Белолапа, не скули

Мою Дашу не буди.

***

Сни-ка, усни,

Дитя Ванюшенька!

Все ласточки спят!

И касаточки спят!

И куницы спят!

И синицы спят!

Нашему Ванюшеньке

Спать велят.

При умывании:

Водичка, водичка.

Умой Насте личико.

Чтобы глазки блестели.

Чтобы щёчки краснели.

Чтоб смеялся роток.

Чтоб кусался зубок.

***

Ай, лады, лады, лады.

Не боимся мы воды.

Чисто умываемся.  3

Маме улыбаемся.

При приёме пищи:

Умница, Анечка,

Ешь кашу сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

***

Травка-муравка со сна поднялась.

Птица-синица за зерно взялась,

Зайки — за капустку,

Мышки за корку,

Ребятки – за молоко.

 

При расчёсывании волос:

Расти коса до пояса

Не вырони ни волоса

Расти, коса, не путайся

Маму, дочка, слушайся.

 

При одевании:

Вот они сапожки:

Этот – с левой ножки.

Этот – с правой ножки.

Если дождик пойдёт,

Наденем сапожки:

Этот – с правой ножки,                                                           4                                                                                                 

Этот – с левой ножки.

***

Вот как хорошо!

Валенки! Валенки!

Невелички, маленьки.

Опушка бобровая.

Маша чернобровая

 

 

Раз, два, три, четыре, пять

Собираемся гулять.

Завязала Катеньке

Шарфик полосатенький.

Наденем на ножки

Валенки-сапожки

И пойдём скорей гулять,

Прыгать, бегать и скакать.

 

В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов. Малые формы фольклора помогают увеличить запас слов ребёнка, то есть привлекают его внимание к предметам, животным, людям.

Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что способствует развитию речи.

Колыбельные песни, по мнению народа, — спутник детства. Они обогащают словарь детей за счёт того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом5

В сказке есть утверждение нравственного закона жизни, предельно ясно выражены нравственные принципы, нормы, эстетические идеалы. Все эти особенности делают сказку незаменимым средством речевого развития и воспитания детей разных возрастов.

Разгадывание загадок развивает у детей способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение чётко выделять наиболее характерные выразительные признаки предмета или явления, 

 Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно и лаконично выражать свои мысли и чувства.

Многие считалки, прибаутки способствуют развитию дикции.

Станция «Сказочная» (загадки про сказки, нужно догадаться, кто из сказочных героев мог бы так о себе сказать) .

1) Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут ещё и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть…

2) Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребётся: мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу помочь кошке? Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда моя помощь нужна!

3) Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле стою! Мечтал, я, конечно, что кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не также много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул!

4) Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деды не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент! Махнула хвостиком  и разбилась

 Чистоговорки

От-от-от – полосатый кот.

Та-та-та – увидели кота.

Ту-ту-ту – подошли к коту.                                                             6

Том-том-том – поиграй с котом.

Та-та-та – хвостик у кота.

Те-те-те – помним о коте.

 «Продолжи пословицу»:
Без труда не выловишь…(и рыбку из пруда).
Не плюй в колодец –…(пригодится воды напиться).
Терпенье и труд…(все перетрут).
Кончил дело –…(гуляй смело)
По платью встречают,...(по уму провожают).
Семеро одного…(не ждут).
Любишь кататься,…(люби и саночки возить).
Что посеешь,...(то и пожнешь).
Семь раз отмерь,…(один отрежь).
Взялся за гуж,…(не говори, что не дюж).
Чем бы дитя не тешилось,…(лишь бы не плакало).
Что написано пером, то…(не вырубишь топором).
Как аукнется,…(так и откликнется).
Один в поле…(не воин).
Красна птица перьем,…(а человек ученьем).
Друзья познаются…(в беде).
Не надобен клад, коли…(в семье лад).
Не красна изба углами,…(а красна пирогами).

 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Категория: Проекты родительских собраний | Добавил: dokuninao
Просмотров: 51 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

  « Возрастные особенности детей 6-7 лет»

Всего комментариев: 0
Добро пожаловать!
Категории раздела
Программы (планы) [6]
Конспекты ООД [4]
Методические разработки, проекты [5]
Сценарии праздников, утренников [6]
Проекты родительских собраний [2]
Презентации [6]
Педагогический опыт, участие в семинарах [0]
Педагогическим работникам [24]
Портфолио [13]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Результаты | Архив опросов
Всего ответов: 6
Друзья сайта
  • МБОУ "СШ №4 им. Дважды Героя Советского Союза А.О. Шабалина"
  • филиала МБОУ «СШ №4 им. Дважды Героя Советского Союза А.О. Шабалина» «Детский сад» корпус 1
uCoz