[ Скачать с сервера (283.8 Kb) ] | 13.12.2023, 16:17 |
План по самообразованию педагога «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста» Выполнила: воспитатель Докунина Ольга Валерьевна Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучить способы, методы и приёмы формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: Помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества: • понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей); • уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги; • осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения; • признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.); • рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности. • применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях; • определить способы приобщения родителей к работе по формированию финансовой грамотности детей; • привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы. • представить коллегам наработанный опыт реализации темы самообразования. Этап работы над темой самообразования: 2022-2023 учебный год Актуальность Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне. Актуальность заключается в формировании полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, это поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. С детства детям важно и нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет. Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь. С 1 сентября 2018 года детские сады могут использовать образовательную программу "Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет. М., 2018.: Банк России, Министерство образования и науки Российской Федерации" Формы работы с детьми: • совместная деятельность воспитателя с детьми • индивидуальная работа с детьми • свободная самостоятельная деятельность детей. • дидактические игры • сюжетно-ролевые игры • чтение художественной литературы • просмотр мультфильмов, видеофильмов, презентаций • художественное слово • беседы • продуктивная деятельность Поставленные задачи по блокам: Блок «Труд и продукт труда (товар)» • Сформировать представления детей о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий (предпочитая профессии родителей). • Учить детей уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги. • Поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым. • Стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности. Блок «Деньги и цена (стоимость)» • Познакомить детей с деньгами нашей страны и сформировать отношение к деньгам как к части культуры страны. • Воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, насущными потребностями семьи (воспитание разумного финансового поведения). • Дать представления о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей. Блок «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности» • Дать представления о рекламе, ее назначении. Блок «Полезные экономические навыки и привычки в быту» • Формировать представление о том, что к вещам надо относиться с уважением, поскольку они сделаны руками людей, в них вложен труд, старание, любовь. • Воспитывать у детей навыки и привычки культурного взаимодействия с окружающим миром, бережного отношения к вещам. • Воспитывать у детей способность делать осознанный выбор между удовлетворением сиюминутных и долгосрочных, материальных и духовных, эгоистических и альтруистических потребностей. Основные подходы к финансовой грамотности дошкольника • формирование первичных финансовых навыков (привычек) через ритуальные действия; • закрепление разумных материальных потребностей; • формирование у ребенка определенных психологических установок на то или иное «финансовое поведение»через базовые нравственные понятия: о добре - зле, красивом – некрасивом, о хорошем – плохом. • в процессе повседневной деятельности группы закреплять экономические знания детей, полученные ранее (например, собираясь с детьми на прогулку, обратить их внимание на необходимость выключать свет в помещении и показать при этом, что колесико счетчика электроэнергии начинает крутится медленнее, в разных видах труда в рамках самостоятельной деятельности детей (помогая сервировать, аккуратно обращаться со столовыми приборами, выключать воду после мытья рук, не оставлять пищу в тарелке и куски хлеба на столах и т. п. Формы работы с родителями: • анкетирование родителей • консультации • индивидуальные и групповые беседы • оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки) • привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы. • проведение встреч-обсуждений по теме самообразования. Используемые технологии: игровые, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные. Планируемый результат для воспитанников: •знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин; • знают российские деньги; • знают несколько современных профессий, содержание их деятельности; • в случае поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность; • бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий; • проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведет хозяйство.). Родители: • повышен интерес родителей к совместной работе по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Воспитатели: • оформление собственных методических разработок (обобщение опыта работы); • повышение качества воспитательно–образовательного процесса; • участие в педсоветах, семинарах; • повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагога по теме самообразования; • пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы. Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме: • Буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей • Презентация отчета по теме самообразования на педсовете ДОУ • Личное участие в творческих конкурсах на разных уровнях. • Оформление развивающей предметно-пространственной среды группы План саморазвития
| |
| |
Просмотров: 60 | Загрузок: 2 | |
Всего комментариев: 0 | |